Содержание
Фамилия: Джонуа (Џьонуа, Џьапуа)
Субэтнос: Абхаз (Абжуец)
Населенный пункт: Аймара (Аимара)
Гаплогруппа: J2a > J-Y30811 > J-Y582003
История
Родословная сдавшего: Раҵыс > Хәахәа > Мадлеи > Ажьгьери > Кьышә > Дауҭ > Махаз > Џьоуба (Гьаргь) > Беслан > Саид
Протестированные принадлежат к абхазской крестьянской (анхаҩы) фамилии Джонуа (Џьонуа, Џьапуа) из села Аймара (Аимара). Согласно легенде (рассказано Джонуа Борисом Георгиевичем со слов Джопуа Франкила Аслановича) в древние времена род Джопуа проживал в районе Сочи (Шәача) в местечке под названием Лес Великанов (Адауқәа рыбна) что в окрестностях Лоо. Оттуда они мигрировали в Цебельду (Ҵабал). Это произошло после какой-то большой войны, когда центральная Абхазия опустела (еибашьра дук ашьҭахь, Аԥсны агәы анҭаҵәы). В Цебельде они осели в окрестностях гор Када (Ҟада) и Адагуа (Адагәа), в этой предгорной части компактно проживали князья Маршан (Маршьан), переселившиеся туда из Ахчипсоу (Аҳҷыԥсоу) около 1680 г. На горе Адагуа находилось святилище рода Аджапуа — Джахашкяр (Џьаҳашьқьар), вокруг которого росли липы. Однажды пастух князей Маршан, пасший коз неподалёку от святилища, обрубил несколько деревьев, за что был убит сыновьями служителя культа. Род Маршан, узнав о произошедшем, возмутились, и дело стало принимать нежелательный для Джопуа поворот. Понимая, что справится с многочисленным княжеским родом им не удастся, они оставили эти места. Посовещавшись, решили разойтись в разные стороны, чтобы с одной стороны затруднить поиски, а с другой, если кто-либо погибнет, то другой продолжит род. Один из братьев спустился вниз (район р. Кодор) и основал род Допуа (Дапуа), другие же поселились в поселке Аймара (Аимара), в горной части села Члоу (Ҷлоу). Факт миграции рода Джопуа из Цебельды в Аймару подтверждает наличие одинаковых топонимов, в частности Када (Ҟада), Кумхарда (Кәымҳарда) и Джахашкяр (Џьаҳашьқьар). Род Джопуа подразделяется на большое количество патронимий (абиԥара), сдавший относится к патронимии Мадлеи-иԥацәа (Потомки Мадлея). Некогда в с. Аймара отдельно друг от друга проживали семь патронимий (абиԥара), но из-за нехватки земельных угодий шесть из них были вынуждены разбрестись по соседним селениям (Отап, Члоу, Тхина), в Аймаре остался лишь род Мадлея (Мадлеи-иԥацәа): Бахиа С.И. «Абхазская абипара», записано со слов старейшин фамилии. Проживание этой фамилии в Аймаре широко распространено в топонимике селения, при этом самыми старыми жителями в селении являются Инапшба (Инаԥшьба). Изначально Джопуа жили в Аймаре лишь на горе Када и ее окрестностях, лишь затем (В 19 веке) освоив земли вдоль реки Дуаб (Дәаб). Шалва Инал-ипа приводит также следующую легенду, записанную им в 1947 г. со слов старожила села Отап Х.Джопуа: «Некогда Абхазия была опустошена в результате соперничества Аԥсҳа (царя Абхазии) и князей Маршан. Осталось только два рода — Джапуа из Леса Великанов (в районе Сочи) и Ануа, проживавшие среди дремучих зарослей (на месте нынешнего с. Тамыш). К ним из-за гор пришли Ачба, Инапшба и Адлейба. Они сперва попали к Джапуа, а оттуда все вместе прибыли к Ануа. Здесь Джапуа и Ануа породнились посредством обряда побратимства» В другом варианте этой легенды вместе с Джапуа и Ануа также называется и род Бганба, живший на месте нынешнего села Атара, где в те времена, согласно легенде, мало было растительности, только во дворе рода Бганба стоял один сказочный дуб, и культ этого дерева высоко почитали в их роду.
Традиционным для всех ветвей фамилии Джопуа является моление на аныхе (святилище) Джахашкяр в Аймаре. Которое происходит в день Амшаԥы (Пасха). Для поднимающихся на святилище было принято приносить по одному ачашә и свечу на каждого мужского члена семьи. По мере того как народ собирался на поляне, переходили к молению. Все принесенные свечи жрец собирал в один пучок, точно так же, как и ачашв, они складывались им в единую стопку. Жрец, держа свечи, молился Богу (Анцәа) об увеличении численности Джопуа, о благополучии членов фамилии и неусыпном божьем покровительстве над ними. В то время как представители средних и старших возрастных групп во время молитвы стояли, обратившись лицом на восток, в полный рост, молодые люди и дети стояли на коленях. Члены других фамилий в молении не участвовали, держась в некотором отдалении, хотя после завершения ритуала они обязательно делили трапезу с представителями фамилии Джопуа. После моления жреца, несколько человек из числа молодежи подбегали к столу и, выхватив из общей стопки по одному ачашв, пытались скрыться, убегая вниз по тропе или даже прыгая с откоса холма. В среде участников моления заранее выбиралась группа, в задачу которой входило препятствовать «расхищению» хачапури и преследовать похитителей. При этом одному-двум похитителям давали возможность уйти с добычей, но только если они не были представителями чужой фамилии: в этом случае их обязательно следовало задержать, а если это не удавалось сделать на месте, то отыскать, где бы они ни находились, и привести на поляну. Семантика выше рассмотренных действий достаточно прозрачна и связана с перераспределением долей общего фонда благополучия на главном фамильном ритуале. Завершающей фазой ритуала было коллективное исполнение танца, для чего мужчины старшего возраста выстраивались за держащим зажженную свечу жрецом в затылок друг другу. Касаясь рукой спины впереди стоящего, и высоко поднимая в такт ритму танца согнутую в колене ногу, участники танца неспешно совершали три круга вокруг стола, скандируя хором: «гьаргьаласа — о-ҳо-ҳо«. В отношении Джахашкяр-ныха мы также можем предположить, что это святилище изначально могло иметь отношение к культу божества охоты, о чем косвенно свидетельствуют следующие сохранившиеся сведения об обрядовой практике. За три дня до праздника к святилищу отправляли юношу-следопыта, который должен был немедленно сообщить в селение о появлении на холме какого-либо животного, например лани или косули. Затем наступал черед молодого выносливого охотника. В его задачу входило прийти на холм и, вспугнув животных громким криком: «Спасибо, что вы пришли, теперь вам пора уходить», — бежать следом, насколько хватало его сил, и кричать, предупреждая жителей селения: «Не стреляйте! Это гостья (гости) нашей фамилии». (Фамильный праздник на святилище Джахашкяр-ныха в современной Абхазии: Ю.М.Ботяков, А.И.Джопуа).
Схема расположения дворов абипары Мадлей-ипа в с. Аймара.

Относительно ветки сдавшего, то в конце 18 в. в семье Ажьгьери Џьапуа воспитывался аталыком члоусский князь Баздыҟәа Ачба, его молочным братом был знаменитый абрек Исмаил Джапуа (Смел Џьапуа). В 1836 г. он был схвачен бароном Розеном и должен был быть доставлен в Метехский замок в Тбилиси: «Командир отдельного корпуса от 15-го минувшего июля уведомил, что дошедшим до него сведениям о содействии хищникам и неблагонамеренности абхазского дворянина (прим. Джопуа фамилия анхаҩы, а не аамсҭа) Исмаила Джопуа, который имея связи с цебельдинцами, дает убежище разбойникам и возбуждает их к беспорядкам абхазов, было предписано вызвать его в укрепление Дранды и, арестовав в оном, отправить в Тифлис». Но при попытке конвоирования Исмаил был отбит абхазами и сбежал с сообщниками, в 1841 г. он поднимает восстание в селе Члоу, которое было жестко подавлено. К этой ветви относятся абхазский поэт Чичико (Сирбей) Махазович Джонуа, лингвист Борис Георгиевич Джонуа, а также культурные деятели Джопуа Рушни Кукуевич и его сын Джапуа Батал.
Тамга

Уникальная Y-хромосома
Y-хромосома уникальна тем, что передается строго по отцовской линии, что позволяет проследить историю мужской линии на протяжении многих поколений.
Глубокие (полногеномные) тесты позволяют получить наиболее подробную информацию о генетической линии. Если вы хотите получить максимум информации, рекомендуется сразу делать глубокий тест.
Исследование 37 и более маркеров позволяет провести сравнение с результатами тестов других участников и предсказать более глубокую линию происхождения. Эти тесты заметно дешевле, но и информацию дают намного меньше.
Важно отметить, что цель данного исследования не в определении национальности. Однако его результаты могут показать, насколько выявленные генетические линии характерны для конкретных регионов и, возможно, этносов.
В ходе анализа была определена гаплогруппа и более глубокий субклад. Эта информация помогает понять, к какой древней линии человечества принадлежит исследуемый образец.
Далее в публикации вы найдете подробную информацию о выявленной гаплогруппе, ее распространении, а также о возможных генетических связях с другими протестированными участниками проекта.
Для тех, кто хочет глубже разобраться в основах ДНК-генеалогии, на нашем сайте есть дополнительные образовательные материалы. Основные ссылки на эти материалы вы можете найти чуть ниже в этой публикации.
Также обратите внимание на ссылки на наши социальные сети. Нажав на них, вы можете подписаться и быть в курсе последних новостей проекта. Если у вас возникнут вопросы, наиболее оперативно вам ответят в нашем телеграм-чате.
- Рекомендуем посмотреть выступление Александра Ракитько. Примерно часовое выступление на тему Y-ДНК тестов. Ссылка на видео.
- Был ли у человечества один общий предок? // Дробышевский. Человек разумный
- ДНК-генеалогия как путешествие к истокам
- Термины и определения
- Гаплогруппа
- Как читать Y-древо
- Методика маркерного анализа
- Подробнее о древе Yfull
- Чем отличаются тесты Y хромосомы?
- Часто задаваемые вопросы
- Список протестированных фамилий
- Как заказать ДНК тест?
Помощь в развитии проекта

Помощь в развитии проекта
Ссылка на сбор
Гаплогруппа и субклад
Сделан ПГ (WGS) в лаборатории Dante.
Выявлена гаплогруппа J2a, субклад Y582003
J2 >> M67 >> Y30811
По ссылке подробное описание субклада Y30811

Согласно китайскому древу Ytree возраст между двумя представителями этой фамилии ~ 275 лет.
Yfull, на данный момент, оценивает возраст между двумя Джопуа (Джонуа) выше, в диапазоне ~ 400-500 лет.


Стоит также добавить, что фамилия Джопуа образует кластеры и в других ветвях (L1264, G2a1, SK1317, N).
Выявленная гаплогруппа в первую очередь связана с Майкопской археологической культурой, а вернее с Новосвободненской частью, где были обнаружены палеообразцы принадлежащие к этому кладу. В более позднее время образец принадлежащий к уровню Y30811 найден также в Душетии железного века (возраст захоронения 2900 лет). Среди современных народов наибольшее распространение имеет среди абхазов (Джопуа, Чачхал, Абраскил, Киут, Агрба, Аргун, Ашхацаа, Ткебчаа, Цвижба, Бармышаа, Ахсалба, Качабаа, Шакая), западных грузинов/мегрелов (Папава, Тория, Кардава, Берулава, Чкадуа, Джалагония, Латария, Пангани, Чкуасели, Чиковани, Харатишвили, Магалдадзе), балкарцев (Заммоевы, Бозиевы, Чомаевы, Ачабаевы, Аккуловы, Асановы, Аттоевы, Баккуевы, Башировы, Биногеровы, Биязировы, Габаевы, Гадиевы, Гасиевы, Гочияевы, Зашаевы, Мамукоевы, Настуевы, Токуевы, Тудуевы, Туменовы, Ульбашевы, Цакоевы, Чофановы, Эдакаевы, Абеевы, Апаевы, Джаубермезовы, Жазаевы, Жарашуевы, Селяевы, Согаевы, Чипчиковы) и кабардинцев (Баковы, Темроковы, Эфендиевы, Ансоковы, Ципиновы, Безировы, Балкаровы, Кештовы, Кодзоковы, Шехмурзовы, Марчануковы, Зуховы). Встречается небольшими кластерами и единичными результатами у других народов Кавказа и в целом за пределами Кавказа (эрзя, мокша, татары, испанцы и т.д.).
Митохондриальная (материнская) линия
Митохондриальная ДНК (Мито) передается только женщинами своим детям. Это дает возможность проследить прямую женскую линию. Минус Мито в том, что она намного меньше по размеру, чем Y-хромосома, более чем в тысячу раз. Плюс в том, что в клетке много митохондрий и это повышает шанс на вероятность считывания данных. Это особенно важно для древних захоронений. К настоящему времени изучено значительно больше Мито линий древних людей, чем Y-хромосомы.
Выявлена mtDNA J1c4b, чье распространение охватывает славянские и евразийские народы (тюрки, монголы).


Самые дальние преди по прямой материнской линии поляки с Яворовского района Украины (граница с Польшей).
Аутосомы
Аутосомы это набор неполовых хромосом. Передаются от ближайших предков по всем линиям. У каждого следующего поколения остается только половина информации от своих родителей. Близкие совпадения определяются длиной совпадающих участков ДНК. Обозначаются эти участки как сентиморганы или сМ. С очень близкими родственники длина совпадающих участков составляет сотни и даже тысячи cM. Цифры меньше 30-40 почти невозможно определить, по какой линии родство.
Существуют несколько компаний (сайтов) которые ведут базу данных аутосомных совпадений. Самые популярные из них FTDNA, Генотек и Gedmatch.
Некоторые сайты показывают вероятную национальную принадлежность. Эта информация сильно отличается от сайта к сайту.
Подробнее по ссылке
Этнические пропорции на FTDNA

Этнические пропорции в Генотеке

Этнические пропорции в MyHeritage

Аутосомные совпаденцы
Myheritage

Инал — двоюродный брат по матери.

Джем Кавакджи — мать абхазка из фамилии Капба.
Дилет Полат Сесли — абхазка из Турции, фамилия Ашуба.

Дерья Кап — абхазка из Турции по фамилии Капба
Рейдан Вайс-Камли — есть кавказцы со стороны матери.

Инал Озкан — абазин из Турции.





Саид Кацуба — дальний родственник со стороны отца (общий предок Жьажьа Шьынқәба родился ок. 1840 г.).
Генотек

FTDNA

Кама Гольдман (Кокоскир) — четвероюродная сестра по матери.


Familio

G25
Дистанция к современным усредненным популяциям.

Дистанция к современным образцам.

Дистанция к древним усредненным популяциям.

Дистанция к древним образцам.
