Ардзинба

Фамилия: Ардзинба (Арӡынба)
Субэтнос: Абхаз (Бзыпец)
Населенный пункт: Дурипш (Дәрыԥшь)
Гаплогруппа:  G2a1 >> FGC719 >> FT188973

По результатам теста протестированный совпал с Ардзинба из абипар Џьаҳәаҭа-иԥа и Уч-иԥа. Ардзинба из абипар Џьаҭқьар-иԥа и другой ветви Ҵыҵ-иԥа получили результат G2a2.

История

Родословная протестированного: Ҵыҵ > Кьагәа > Шәагә > Григори > … > …

Протестированный относится к патронимии Ҵыҵ-иԥа. Согласно семейной легенде, эта ветвь рода первоначально спустилась из Псху и осела в селе Яштуха. Самый дальний известный предок, по имени Ҵыҵ, проживал в Яштухе. Этот факт подтверждается архивными данными исследователя Пахомова: в его материалах за 1869 год упоминается Ҵыҵ Ардзинба из Яштухи. Данная ветвь рода попала под Махаджирство, последовавшее за Русско-турецкой войной 1877–1878 гг., и по возвращении в Абхазию осела на территории современного села Дурипш, в области (аҳабла) Абгара, предположительно, с конца 1870-х — начала 1880-х годов.

Ардзинба – известная абхазская фамилия, ведущая свое начало из общества Псху, где носители указанной фамилии проживали вплоть до 1864 года. Фамильное имя «Ардзинба» переводится с абхазского языка на русский язык как «сын серебра» («Араӡны» — серебро, «ба» — сын).

Каких-либо достоверных сведений о том, когда возникла фамилия Ардзинба, не имеется. Принято считать, что фамилия Ардзинба совместно с другими абхазо-абазинскими родами, такими как Адзинба, Квадзба, Адзинов, Жиров (Джыр-ипа), Куач-ипа и др., между собой являются родственными.
Известно, что в первой половине XIX столетия представители фамилии Ардзинба в большинстве своем проживали в селениях общества Псху. Помимо Псху они также в некотором числе проживали в ряде селений Бзыбской и Гумской Абхазии (например, в таких селениях как Аркуа, Яштхуа, Акапа и т. д.).

На историю представителей фамилии Ардзинба сильное влияние оказала Русско-Кавказская война (1763—1864 гг.). В связи с тем, что носители фамилии Ардзинба были представителями горных обществ Абхазии, не признававших власти абхазских владетелей и, соответственно, власти российского императора, они, совместно с другими кавказскими горцами, всячески старались сохранить свое независимое положение и оказывали вооруженное сопротивление колонизаторам. Именно с Русско-Кавказской войной связаны первые известные документальные упоминания фамилии Ардзинба. Ниже приводятся некоторые из них:

1) В период активных военных действий на Западном Кавказе, унтер-офицер российской армии, цебельдинский пристав Ф. Лисовский в докладной записке своему начальству от 1838 года излагал собранные им сведения «О племени Псху», а также отразил мнение, каким образом возможно осуществить покорение псхувцев. Лисовский обозначил ряд необходимых мероприятий, в том числе он предложил взять в аманаты (заложники) детей влиятельных псхувских жителей: четырех детей от князей Маршан, одного от дворянина Кочаа Ардзин и еще одного от дворянина Кодзба Аздемир Кобзач-ипа.

2) В 1840 г. представитель фамилии Ардзинба принимал участие в переговорах с царскими генералами по вопросу мирного покорения Псху. По этому случаю известно, что в мае 1840 года при содействии владетеля Абхазии Михаила Шервашидзе-Чачба в укреплении Бамборы состоялись переговоры между начальником 2-го отделения Черноморской береговой линии ген.-майором М. Ольшевским и тремя представителями от части общества Псху (до 100 дворов). Во время этой встречи от псхувцев переговоры вели «псхувский князь Пшемако Наурузов сын Джилагани-Маршания, дворяне Биденука Ардзинба и Солдуга Кацба».

3) В январе 1844 г. по результатам военной экспедиции в общество Псху (руководимой начальником 3-го отделения Черноморской береговой линии ген.-майором Муравьевым и абхазским владетелем ген.-майором кн. Михаилом Шервашидзе-Чачба) псхувцы объявили о своей покорности. Для упрочения покорности псхувцев царские власти взяли от горцев 21 аманата. В списке выданных детей-аманатов дворянского происхождения (список которых лично составил абхазский владетель) значатся двое представителей фамилии Ардзинба, а именно «Сосурква Жакепа Ардзинба» (17 лет) и Пшимаф Сидапа Ардзинба (16 лет).

По окончании Кавказской войны в 1864 году, во времена, когда летом указанного года осуществлялась депортация всех жителей общества Псху, представители фамилии Ардзинба были вынуждены покинуть родные дома. Часть из них под надзором царских войск была выселена в Турцию, другая часть смогла обосноваться в ряде предгорных селений Бзыбской и Гумской Абхазии, где ранее уже проживали их братья-однофамильцы.

Однако, несколько лет спустя, в 1867 году некоторые представители фамилии Ардзинба вновь были вынуждены выселиться из Абхазии из-за очередной крупной волны махаджирства, последовавшей после подавления Лыхненского восстания 1866 года. В числе абхазских махаджиров, выселившихся из Пицундского округа в Турцию в 1867 году, упоминаются семьи Ардзинба Коблуха, Кацаша Ардзинба и Аджигирея Ардзинба (всего 18 человек). Можно предположить, что не все выселившиеся в тот год ардзинбовцы были указаны в списках, а потому возможно, что приводимые данные не отражают полную картину.

Несмотря на лишение большей части своего имущества и земель в результате депортации, а также необходимости переселения в новые места, представители фамилии Ардзинба продолжили активное участие в общественно-политической и экономической жизни Абхазии. Можно отметить, что в ряде селений Абхазии отдельные представители фамилии Ардзинба выступали в качестве сельских (общинных) старшин. Например, таковыми в 1860-1870-х годах были Цыц Ардзинба и Смел Ардзинба в Яштухской общине, Рабаджи Ардзинба в Арютинской общине.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в Абхазии произошла самая масштабная волна махаджирства (насильственного выселения коренного населения в Турцию). В указанный период большинство представителей фамилии Ардзинба (которым ранее удалось избежать депортации) были выселены в Турцию.

Вместе с тем, в конце 1870-х — начале 1880-х гг. многим удалось вернуться обратно на родину, в основном следуя морским путем через Батум. Таким образом, по результатам нескольких крупных волн махаджирства абхазов представители фамилии Ардзинба обосновались преимущественно в таких селениях как Дурипш, Ачандара и Эшера.

В Республике Абхазия в настоящее время проживают представители более 10 различных патронимий (абипар) фамилии Ардзинба. Представители указанной фамилии проживают в основном в таких селах как Дурипш, Эшера, Хыпста, а также в большом числе в разных городах Абхазии.

Сословная принадлежность

Согласно известным сведениям, псхувские представители фамилии Ардзинба до их депортации в 1864 году относились к дворянскому сословию. На это прежде всего указывают более четырех известных к настоящему времени архивных документов 1830-1840-х гг. Также по этому поводу имеются и различные фольклорные сведения.

Начиная с 1864 г., лишенные в результате депортации практически всего своего имущества, псхувские представители фамилии Ардзинба были вынуждены селиться в основном на землях различных князей и дворян в предгорных селениях Бзыбской и Гумской Абхазии в качестве «асасов» (гостей). Их положение в обществе становится уже не таким влиятельным и независимым, как ранее.

Известно, что в конце 1860-х гг., в ходе проведения царскими чиновниками «крестьянской реформы» в Абхазии, отдельные представители фамилии Ардзинба обращались в Сухумскую сословно-поземельную комиссию о признании их в дворянском сословии. Однако в то время их привилегии Сухумской сословно-поземельной комиссией не были подтверждены.

Таким образом, в следствии серьезнейших социальных, демографических, административных и иных изменений в Абхазии (вызванных преимущественно последствиями Кавказской войны, а также Лыхненского восстания 1866 г.), нанесших сильнейший удар по вольной жизни горцев, фамилия Ардзинба уже не значилась в числе аристократических фамилий Абхазии.

С того времени фамилия Ардзинба упоминалась в различных документах, как правило, как фамилия из сословия «анхаю» (свободные крестьяне).

Известные предки:

Дед, Шәагә Арӡынба, был старшиной села Дурипш в 1920-х годах.

Отец, Григорий, был председателем колхоза и Героем Социалистического Труда.

image
Григорий Ардзинба

Тамги фамилии Ардзинба

abhazskaja tamga tavro semi ardzinba. tamgaardzinba abhazskij rodovoj gerb zakazy prinim
Автор тамги: AMRA Jewellery Art
abhazskaja tamga tavro semi ardzinba. tamgaardzinba abhazskij rodovoj gerb zakazy prinim 1
Автор тамги: AMRA Jewellery Art

Ссылка на автора > https://amraja.com/


Уникальная Y-хромосома

Y-хромосома уникальна тем, что передается строго по отцовской линии, что позволяет проследить историю мужской линии на протяжении многих поколений.

Глубокие (полногеномные) тесты позволяют получить наиболее подробную информацию о генетической линии. Если вы хотите получить максимум информации, рекомендуется сразу делать глубокий тест.

Исследование 37 и более маркеров позволяет провести сравнение с результатами тестов других участников и предсказать более глубокую линию происхождения. Эти тесты заметно дешевле, но и информацию дают намного меньше.

Важно отметить, что цель данного исследования не в определении национальности. Однако его результаты могут показать, насколько выявленные генетические линии характерны для конкретных регионов и, возможно, этносов.

В ходе анализа была определена гаплогруппа и более глубокий субклад. Эта информация помогает понять, к какой древней линии человечества принадлежит исследуемый образец.

Далее в публикации вы найдете подробную информацию о выявленной гаплогруппе, ее распространении, а также о возможных генетических связях с другими протестированными участниками проекта.

Для тех, кто хочет глубже разобраться в основах ДНК-генеалогии, на нашем сайте есть дополнительные образовательные материалы. Основные ссылки на эти материалы вы можете найти чуть ниже в этой публикации.

Также обратите внимание на ссылки на наши социальные сети. Нажав на них, вы можете подписаться и быть в курсе последних новостей проекта. Если у вас возникнут вопросы, наиболее оперативно вам ответят в нашем телеграм-чате.

  1. Рекомендуем посмотреть выступление Александра Ракитько. Примерно часовое выступление на тему Y-ДНК тестов. Ссылка на видео.
  2. Был ли у человечества один общий предок? // Дробышевский. Человек разумный
  3. ДНК-генеалогия как путешествие к истокам
  4. Термины и определения
  5. Гаплогруппа
  6. Как читать Y-древо
  7. Методика маркерного анализа
  8. Подробнее о древе Yfull
  9. Чем отличаются тесты Y хромосомы?
  10. Часто задаваемые вопросы
  11. Список протестированных фамилий
  12. Как заказать ДНК тест?

Помощь в развитии проекта
aadna

Помощь в развитии проекта


Ссылка на сбор

Гаплогруппа и субклад

Был проведён полный BigY тест в лаборатории FTDNA.

Выявлена гаплогруппа G2a1. Ветвь: FGC719 >> FT188973

Полная линия:
Adam > A0-T > A1 > A1b > BT > CT > CF > F > GHIJK > G > P287 > Y238 > P15 > Z6552 > Y34352 > Z6553 > Z6744 > Z6653 > Z6702 > Z6679 > Z6692 > Z6706 > Z6638 > Z6654 > FGC671 > FGC713 > FGC701 > Z7958 > FGC750 > Z7940 > Z7961 > FGC719 > FT187743 > FT188973

G2a1


По ссылке подробная информация по G2a1 в целом. История, разные линии, филогенетическое древо.


G2a1 >> FGC719 > FT187743


По ссылке более подробная информация про субклад FT187743


Результат Ардзинба был опубликован на мировые Y древа (Yfull, FTDNA, Theytree)

screenshot 4

Согласно древу FTDNA Ардзинба расположился в корне ветви G-FT189795. Под ним находятся два кластера. Абазин Кишмахов из аула Псыж, Адыг Гутякулов из аула Кургоковский и Анимов (Татарин), Везинов (Болгар), Визи (Венгр). Общий предок всех этих людей с Ардзинба жил в 1100 году до нашей эры.

screenshot 7

До добавления результата Ардзинба на древо YFull ветвь выглядела немного иначе.
На древе Yfull также присутствуют два кластера.

Первый:
1) Vizi — Венгр
2) Везинов — Болгар
3) Анимов — Татарин

Общий предок трёх данных людей жил 1300 лет тому назад. Булгарская миграция(?).

Второй:
1) Татроков — Кабардинец
2) Кишмахов — Абазин
3) Гутякулов — Бесленей

Общий предок трёх данных людей жил 950 лет тому назад.

Общий предок двух данных кластеров жил 2400 лет тому назад.

После добавления результата Ардзинба на древо была создана новая ветвь G-FT188973. Эта ветвь стала материнской для G-FT183164, тем самым удревнив весь пучок до ≈2700 лет. Точный возраст жизни общего предка будет выдан после обновления древа Yfull.

image 3

На китайском древе theytree возраст новой ветви был рассчитан в 2650 лет.

Y-STR маркеры и Y-STR гаплотип

Подробнее о том, что такое Y-STR маркеры и Y-STR гаплотип можно почитать нажать на ссылку.

image 4

STR Match Finder

Видеоинструкция к STR Match Finder

STR Match Finder — это еще один полезный онлайн-инструмент для ДНК-генеалогии, который позволяет находить близких родственников по мужской линии на основе сравнения STR-маркеров Y-хромосомы. Он особенно актуален для тех, кто еще не сделал глубокий SNP-тест (BigY или аналоги), но хочет найти потенциальных родственников среди протестированных из той же популяции или гаплогруппы.

Поиск STR-совпадений в базе STR Match Finder помогает найти потенциальных родственников по мужской линии среди других протестированных из той же популяции. Мерой близости при этом служит генетическая дистанция, зависящая от числа мутационных различий

Y37

image 5

Y37 без быстрых маркеров

image 6

Других близких совпадений помимо другого Ардзинба из абипары Џьаҳәаҭа-иԥа не найдено.

Статистика проекта


По ссылке вы можете познакомится со статистикой. Сколько всего протестировано, информация по субэтносам, гаплогруппа итд.


Оставьте комментарий