Маршан

История

Протестированный является представителем абхазской княжеской фамилии.

Первое документальное упоминание фамилии Маршан относится к 1647 г. в период серии продолжительных конфликтов между Абхазским и Мегрельским княжествами. Так после победы над войском абхазского правителя Путо Чачба (Быҭә Чачба) мегрельский правитель Леван II Дадиани оставил в церкви с. Елыр победную запись: «Когда мы выступили против Шервашидзе в Зупу (Бзып) по эту сторону реки Муцу опустошили (всё), ещё раз напали на Зупу, по эту сторону реки Капоста (река Капоста течёт к востоку от Пицундского монастыря) полностью выжгли и разорили (всё) и, где только были укрепления, взяли и уничтожили (иx). На реке Капосте напали на нас Зупуар (Бзыпские) и Сихуар (Садзские) Маршан, но мы остались победителями. Перебили одних, а других взяли в плен и вернулись победителями, пожертвовали одно семейство».

В восточной же Абхазии (Цабал, Абжуа) Маршан появились лишь в 1680 г.: «В 1680 г. из Ахчипсоу в Цабал, вместе с подвластными им дворянами и крестьянами, переселилась семья некоего Хрипса Маршан (Хьрыԥс Маршьан), по имени которого черкесы называют Цабал — Хьрыԥс-ҟәаџь. Спустя несколько лет после них переселились сюда их родичи из Маршановской ветви называющей себя Тапш (Таԥшь) но, не находя себе там места они, вместе со своими подвластными, спустились ниже и приобрели у князей Ачба село Джгерда, «оцененное в двадцать человек, что, по существовавшему у абхазов счету, составляло около 10 500 рублей серебром». После них прибывали и другие ветви Маршанов, оседая как в Цабале, так и в Гумской и Абжуйской Абхазии.»

Восточные Маршан делились на три крупные абиԥара: Хьрыԥс (Ҵабал), Таԥшь (Џьгьарда) и Урыч (Гәыԥ). Ветвь Хрипса была самая многочисленная и сильная. Французский путешественник Дюбуа де Монпере пишет о ней: «Семья Хирипс или Хирипси самая влиятельная и знатная, и ее старший сейчас играет здесь первую роль». В 1840 г. после подавления очередного восстания в Цабале часть тамошних Маршан спустилась ниже и осела в с. Джгерда.

Относительно же происхождения ингушской ветви известно следующее. В середине XIX века абхаз Маршани Зураб отправился в Ингушетию на поиски земли. Его брат был убит кем-то во время работы в поле. Он выследил убийцу и отомстил. Затем Маршани женился на женщине из Анзоровых. После он планировал вернуться в Абхазию, но такое путешествие с перекладными оказалось очень трудным и тяжёлым. Готовясь к возвращению домой, у него родились три сына: Кац — в 1853 году, Асултан — в 1855 году, Хасултан — в 1861 году. Когда князь Зураб вернулся в Абхазию с семьёй и женой, его отправили к свояченице, которая была замужем за офицером Мальсаговым в Ачалуки. Там он тяжело заболел и умер. Старший сын Зураба, Кац, ушёл на войну и участвовал в русско-турецкой войне. После войны он занялся бизнесом: владел нефтяным месторождением в Малгобеке, большим домом во Владикавказе и крупной фермой. Он был депутатом Первой Государственной Думы с правом голоса.
У него было два сына: Беслан и Магомед. Оба сына участвовали в русско-японской войне, а затем прославились в Первую мировую войну. В песне-гимне «Дикой дивизии», известной среди ингушей, сюжет «Нас ведёт в атаку храбрый Мерчули» звучит, по словам его потомков, как Маршани. От третьей жены у него было два сына: Мухарбек (1909–1971) и Магомед (1912–2002). После возвращения из ссылки Мухарбек работает директором Среднеачалхинского завода пурпурной воды. Магомед не мог нормально учиться из-за своего происхождения, поэтому, окончив семь классов школы, он некоторое время учился в специальном училище. Долгое время он работал на консервном заводе в Грозном, где пользовался уважением коллег и начальства. Он женился на Тамаре, дочери инженера Берса Кодзоева Бийботовича. У него было двое детей: Багауддин и дочь Марет. Бахаудин работал министром труда и социального развития Республики Ингушетия.

Из архивных документов известно то, что в 1892 г. Кац, Асултан и Хасултан Зурабовы Маршан, проживающие в Терской области, обращались в комиссию за признанием их в абхазском княжеском (аҭауад) сословии, в котором их, после запроса в Сухумский отдел и по ходатайству абхазов, признали. Относительно более дальней родословной, то в среди цабальских Маршан было известно два человека по имени Зураб. Один из них Зураб Тлапсов Маршан (Зураб Ҭлаԥс-иԥа Маршьан), родившийся около 1790-1810 гг., он имел двух братьев — Ширинбея и Сарлыпа, а также сестер (одна была замужем за Пшемахо Дудовым, а другая за Идрисом Карабашевым); другой Зураб Псхубеев Маршан (Зураб Ԥсҳәыбеи-иԥа Маршьан), чей дед Состангаз Маршан, в середине 19 в. после подавления восстания в Цабале, с семьей переселился в село Джгерда. Не исключено конечно то, что ингушские Маршан могут происходить от еще одного Зураба Маршан, чье имя не сохранилось в документах.

Оставьте комментарий