История
Родословная сдавшего: Раҵыс > Хәахәа > Мадлеи > Ажьгьери > Кьышә > Дауҭ > Махаз > Џьоуба (Гьаргь) > Беслан > Саид
Протестированные принадлежат к абхазской крестьянской (анхаҩы) фамилии Джонуа (Џьонуа, Џьапуа) из села Аймара (Аимара). Согласно легенде (рассказано Джонуа Борисом Георгиевичем со слов Джопуа Франкила Аслановича) в древние времена род Джопуа проживал в районе Сочи (Шәача) в местечке под названием Лес Великанов (Адауқәа рыбна) что в окрестностях Лоо. Оттуда они мигрировали в Цебельду (Ҵабал). Это произошло после какой-то большой войны, когда центральная Абхазия опустела (еибашьра дук ашьҭахь, Аԥсны агәы анҭаҵәы). В Цебельде они осели в окрестностях гор Када (Ҟада) и Адагуа (Адагәа), в этой предгорной части компактно проживали князья Маршан (Маршьан), переселившиеся туда из Ахчипсоу (Аҳҷыԥсоу) около 1680 г. На горе Адагуа находилось святилище рода Аджапуа — Джахашкяр (Џьаҳашьқьар), вокруг которого росли липы. Однажды пастух князей Маршан, пасший коз неподалёку от святилища, обрубил несколько деревьев, за что был убит сыновьями служителя культа. Род Маршан, узнав о произошедшем, возмутились, и дело стало принимать нежелательный для Джопуа поворот. Понимая, что справится с многочисленным княжеским родом им не удастся, они оставили эти места. Посовещавшись, решили разойтись в разные стороны, чтобы с одной стороны затруднить поиски, а с другой, если кто-либо погибнет, то другой продолжит род. Один из братьев спустился вниз (район р. Кодор) и основал род Допуа (Дапуа), другие же поселились в поселке Аймара (Аимара), в горной части села Члоу (Ҷлоу). Факт миграции рода Джопуа из Цебельды в Аймару подтверждает наличие одинаковых топонимов, в частности Када (Ҟада), Кумхарда (Кәымҳарда) и Джахашкяр (Џьаҳашьқьар). Род Джопуа подразделяется на большое количество патронимий (абиԥара), сдавший относится к патронимии Мадлеи-иԥацәа (Потомки Мадлея). Некогда в с. Аймара отдельно друг от друга проживали семь патронимий (абиԥара), но из-за нехватки земельных угодий шесть из них были вынуждены разбрестись по соседним селениям (Отап, Члоу, Тхина), в Аймаре остался лишь род Мадлея (Мадлеи-иԥацәа): Бахиа С.И. «Абхазская абипара», записано со слов старейшин фамилии. Проживание этой фамилии в Аймаре широко распространено в топонимике селения, при этом самыми старыми жителями в селении являются Инапшба (Инаԥшьба). Изначально Джопуа жили в Аймаре лишь на горе Када и ее окрестностях, лишь затем (В 19 веке) освоив земли вдоль реки Дуаб (Дәаб). Шалва Инал-ипа приводит также следующую легенду, записанную им в 1947 г. со слов старожила села Отап Х.Джопуа: «Некогда Абхазия была опустошена в результате соперничества Аԥсҳа (царя Абхазии) и князей Маршан. Осталось только два рода — Джапуа из Леса Великанов (в районе Сочи) и Ануа, проживавшие среди дремучих зарослей (на месте нынешнего с. Тамыш). К ним из-за гор пришли Ачба, Инапшба и Адлейба. Они сперва попали к Джапуа, а оттуда все вместе прибыли к Ануа. Здесь Джапуа и Ануа породнились посредством обряда побратимства» В другом варианте этой легенды вместе с Джапуа и Ануа также называется и род Бганба, живший на месте нынешнего села Атара, где в те времена, согласно легенде, мало было растительности, только во дворе рода Бганба стоял один сказочный дуб, и культ этого дерева высоко почитали в их роду.
Традиционным для всех ветвей фамилии Джопуа является моление на аныхе (святилище) Джахашкяр в Аймаре. Которое происходит в день Амшаԥы (Пасха). Для поднимающихся на святилище было принято приносить по одному ачашә и свечу на каждого мужского члена семьи. По мере того как народ собирался на поляне, переходили к молению. Все принесенные свечи жрец собирал в один пучок, точно так же, как и ачашв, они складывались им в единую стопку. Жрец, держа свечи, молился Богу (Анцәа) об увеличении численности Джопуа, о благополучии членов фамилии и неусыпном божьем покровительстве над ними. В то время как представители средних и старших возрастных групп во время молитвы стояли, обратившись лицом на восток, в полный рост, молодые люди и дети стояли на коленях. Члены других фамилий в молении не участвовали, держась в некотором отдалении, хотя после завершения ритуала они обязательно делили трапезу с представителями фамилии Джопуа. После моления жреца, несколько человек из числа молодежи подбегали к столу и, выхватив из общей стопки по одному ачашв, пытались скрыться, убегая вниз по тропе или даже прыгая с откоса холма. В среде участников моления заранее выбиралась группа, в задачу которой входило препятствовать «расхищению» хачапури и преследовать похитителей. При этом одному-двум похитителям давали возможность уйти с добычей, но только если они не были представителями чужой фамилии: в этом случае их обязательно следовало задержать, а если это не удавалось сделать на месте, то отыскать, где бы они ни находились, и привести на поляну. Семантика выше рассмотренных действий достаточно прозрачна и связана с перераспределением долей общего фонда благополучия на главном фамильном ритуале. Завершающей фазой ритуала было коллективное исполнение танца, для чего мужчины старшего возраста выстраивались за держащим зажженную свечу жрецом в затылок друг другу. Касаясь рукой спины впереди стоящего, и высоко поднимая в такт ритму танца согнутую в колене ногу, участники танца неспешно совершали три круга вокруг стола, скандируя хором: «гьаргьаласа — о-ҳо-ҳо«. В отношении Джахашкяр-ныха мы также можем предположить, что это святилище изначально могло иметь отношение к культу божества охоты, о чем косвенно свидетельствуют следующие сохранившиеся сведения об обрядовой практике. За три дня до праздника к святилищу отправляли юношу-следопыта, который должен был немедленно сообщить в селение о появлении на холме какого-либо животного, например лани или косули. Затем наступал черед молодого выносливого охотника. В его задачу входило прийти на холм и, вспугнув животных громким криком: «Спасибо, что вы пришли, теперь вам пора уходить», — бежать следом, насколько хватало его сил, и кричать, предупреждая жителей селения: «Не стреляйте! Это гостья (гости) нашей фамилии». (Фамильный праздник на святилище Джахашкяр-ныха в современной Абхазии: Ю.М.Ботяков, А.И.Джопуа).
Схема расположения дворов абипары Мадлей-ипа в с. Аймара.

Относительно ветки сдавшего, то в конце 18 в. в семье Ажьгьери Џьапуа воспитывался аталыком члоусский князь Баздыҟәа Ачба, его молочным братом был знаменитый абрек Исмаил Джапуа (Смел Џьапуа). В 1836 г. он был схвачен бароном Розеном и должен был быть доставлен в Метехский замок в Тбилиси: «Командир отдельного корпуса от 15-го минувшего июля уведомил, что дошедшим до него сведениям о содействии хищникам и неблагонамеренности абхазского дворянина (прим. Джопуа фамилия анхаҩы, а не аамсҭа) Исмаила Джопуа, который имея связи с цебельдинцами, дает убежище разбойникам и возбуждает их к беспорядкам абхазов, было предписано вызвать его в укрепление Дранды и, арестовав в оном, отправить в Тифлис». Но при попытке конвоирования Исмаил был отбит абхазами и сбежал с сообщниками, в 1841 г. он поднимает восстание в селе Члоу, которое было жестко подавлено. К этой ветви относятся абхазский поэт Чичико (Сирбей) Махазович Джонуа, лингвист Борис Георгиевич Джонуа, а также культурные деятели Джопуа Рушни Кукуевич и его сын Джапуа Батал.
Тамга
