Ампар

Фамилия: Ампар (Амԥар)
Этнос: Абхаз (Бзыпец)
Населенный пункт: Калдахуара (Калдахәара)
Гаплогруппа: G2a2-L1264 > G-Y93425

История

Фамилия Ампар в Калдахвара имеет родового покрови­теля в лице Ет-ных-Аг-ных. Это божество находится в связи с морем (ага-море, ныха-икона, святыня), и моление ему совер­шается на берегу моря. Легенда рассказывает о том, что в ста­рину грозное существо, являвшееся в виде облака, ежегодно похищало одну из девиц фамилии Ампар, причем обреченная на жертву сама приходила на берег моря, где ее и забирало облако. Впоследствии один из Ампаров (по моей записи — отец девушки) освободил свой род от этой тяжелой дани, обе­щав, вместо человеческой жертвы, приносить козленка. С тех пор фамилия Ампар ежегодно, осенью, устраивает на берегу моря моление своему Ет-ных Аг-ных, принося в жертву коз­ленка. При этом жертвоприношении соблюдается своеобраз­ное правило: режут козленка на одном месте, шкуру снимают на другом, мясо режут на куски на новом месте, варить пере­носят опять на другое место и, наконец, едят на другом месте. Так будто бы предписано голосом с облака, похищавшего де­виц из фамилии Ампар (сел. Бармыш). Отметим, что такой же порядок жертвоприношения, с переходом с одного места на другое, соблюдался также черкесами на празднике в честь бога — покровителя скота Ахин. В жертву Ахину черкесы ре­зали корову, снимали шкуру в другом месте и т. д.

Чурсин «Материалы по этнографии Абхазии»

В своей работе «Фамильное моление Аг-ных в Бзыбской Абхазии» Агабабян пишет следующее: «Другие вариации предания сходны с сюжетом приведенной версии, хотя в них встречаются расхождения по некоторым позициям. В версиях А.Н. Дьячкова-Тарасова (наиболее раннее краткое упоминание легенды во фрагменте “Легенда о Рьябше”, 1905 г.) и Г.Ф. Чурсина в роли спасителя девушки выступает ее отец, а не брат (Дьячков-Тарасов 1905: 57–58; Чурсин 1957: 26). Отца девушки вместо брата могут назвать те ампаровцы, которые рассказывают отличающийся от записи А.И. Чукбара вариант легенды (возможно, они знакомы с записью А.Н. Дьячкова-Тарасова) (Ага-ныха 1993). Следующим спорным мотивом является образ божества, которое забирало девушек жертв. В роли “морского духа” могут выступать: белое/темное облако (самый популярный вариант), море, волна, морской дьявол или морское чудовище. По сведениям Ш.Д. Инал-Ипы, морское божество представлялось в образе белого быка или тумана (Инал-Ипа 1965: 293). Что же касается респондентов, то они, конкретизируя данный образ, могут упомянуть и дракона: “Вот это… приходило, говорят, забирало самую, дракон, самую-самую лучшую красавицу девочку забирало, говорят” (ПМА 2: Марухба). Созвучную легенду, посвященную Анан Лдзаа-ных, опубликовал все тот же А.И. Чукбар (Чукбар 1915: 140–141)ю В ней говорится об исчезнувшем мальчике из с. Лдзаа (абх. Лӡаа, Гагрский р-н; расположено по соседству с пос. Риапш и с. Калдахвара).

Так или иначе, в большинстве случаев легенда имеет отношение к фамилии Ампар, история происхождения которой, в свою очередь, также весьма интересна. Ампар (абх. Амԥар) по типу образования относится к фамилиям, оканчивающимся на р (например, Дбар, Чукбар) и распространенным преимущественно в Бзыбской (Западной) Абхазии, в отличие от Абжуйской (Восточной). Этимологическое значение фамилии не установлено (ни информанты, ни исследователи в области абхазской антропонимии не могут дать точный ее перевод). Неуверенную попытку толкования фамилии в свое время сделал Ш.Д. Инал-Ипа, с большой натяжкой увязывая ее этимологию с легендой (имя Ампар означает “сыновья/дети моря”, от амшын – “море”, – ԥа “сын”, а -р – “показатель множественности”) (Инал-Ипа 1965: 294).

Информанты приводят разные объяснения происхождения их рода и значения фамилии (вплоть до того, что имя Ампар имеет французские корни). Однако чаще всего они обосновывают свое происхождение связью с морской стихией, говоря, что Ампар – “выходцы из моря” (т.е. имеют отношение к пиратам или морским разбойникам, хотя сами в этом до конца не уверены). По предположениям старших членов фамилии, их предки (вероятно, не более двух-трех семей) появились в этих местах приблизительно в XV в. и обосновались на холмистой местности, что расположена между современными пос. Риапш (абх. Риаԥшь, поселок в составе с. Амжикухуа) и с. Калдахвара (абх. Калдахәара) Гудаутского р-на, либо непосредственно в самом Риапше. Затем в силу каких-то обстоятельств ампаровцы переселяются в соседнюю Калдахвару, где проживают и поныне (в общей сложности в Абхазии насчитывается 40–50 семей). Сейчас представителей рода можно встретить в разных частях страны; есть семьи, проживающие в России, но и те, и другие считают себя выходцами из Калдахвары, которую называют фамильным селом. Ампаровцы помнят о родственных связях с фамилией Званба, которую они считают своими близкими родственниками по женской линии. Этот генеалогический аспект отчасти связан с приведенной легендой о возникновении фамильного моления. По словам информантов, упоминаемая в легенде о проклятии ампаровцев беременная невестка, которой удалось спастись от кары божества, происходила из званбаевского рода. В момент случившегося несчастья она гостила у родственников в с. Звандрипш (на бзыб. диалекте – Зәандрыԥшь, на абж. – Жәандрыԥшь) Гудаутского р-на. Позже, родив мальчика, она спасла ампаровский род от полного исчезновения, о чем они помнят до сих пор. Поэтому ампаровцы вплоть до сегодняшнего дня декларируют и соблюдают запрет на брачные связи с представителями рода Званба, но одновременно стараются поддерживать контакты с ними. Так, один из информантов вспомнил случай 20–30-летней давности, когда однофамильцы собрали деньги, приобрели быка и отправились в Звандрипш на свадьбу их родственников-званбовцев.

Художественная реконструкция моления Ет-ных Аг-ных из фильма 1990 г.:

Тамга

  1. Введение в мир днк тестов
  2. Термины и определения
  3. Гаплогруппа
  4. Методика маркерного анализа
  5. Подробнее о древе Yfull
  6. Чем отличаются тесты Y хромосомы?
  7. Часто задаваемые вопросы
  8. Список протестированных фамилий
  9. Как заказать ДНК тест?

    Рекомендуем посмотреть выступление Александра Ракитько. Примерно часовое выступление на тему Y-ДНК тестов. Ссылка на видео.
aadna

Помощь в развитии проекта


Ссылка на сбор

Гаплогруппа и субклад

Выявлена гаплогруппа G2a2. Вероятный субклад G-L1264 >> Y87806 > Y93425

Полная линия:
Adam > A0-T > A1 > A1b > BT > CT > CF > F > GHIJK > G > P287 > Y238 > P15 > L1259 > L30 > CTS574 > CTS2488 > P303 > CTS796 > L140 > PF3346 > PF3345 > Z6779 > U1 > L1266 > Y12277 > L1264 > Z44222 > Y87806 > Y93425

L1264 >> Y87806


По ссылке подробная информация по субкладу Y87806.


Y-STR маркеры и Y-STR гаплотип

opera snimok 2024 02 07 210629 www.yseq .net
Ампар 7

Nevgen

Nevgen это сервис который предсказывает гаплогруппы по набору маркеров. Подробнее по ссылке в шапке — Методика маркерного анализа

opera snimok 2024 02 07 210724 predictor.ddns .net
Ампар 8

STR Match Finder

Видеоинструкция к STR Match Finder

С теми у кого нет глубоких тестов оценить потенциальное родство можно при помощи более простых маркерных тестов.

Для тех кто поленился посмотреть видео поясняем, что на картинках ниже оценивается схожесть значений маркеров Y-хромосомы. Основное на что надо обращать внимание это цифра в столбце GD, что означает генетическая дистанция. Чем меньше цифра, чем вероятнее близкое родство. При сравнении 12 маркеров чаще всего стоит рассматривать только тех, у кого не более 1 го отличия. Часто бывает, что даже если есть полное совпадение по 12 маркерам, реальное родство на уровне многих тысяч лет.

Чем больше маркеров сравнивается, тем точнее результаты. При сопоставлении 37 маркеров близкими будут те, с кем различаются до 3-4 маркеров. Бывают и исключения.

Также стоит смотреть на то, какие именно маркеры отличаются. Чем маркер расположен правее, тем он подвержен более быстрой мутации. Иногда полезно смотреть совпадения без учета быстрых маркеров, особенно самого быстрого маркера — CDY.

Y37

opera snimok 2024 02 07 205528 phylogeographer.com
Ампар 9

Без CDY и DYS464

bez
Ампар 10

Статистика проекта


По ссылке вы можете познакомится со статистикой. Сколько всего протестировано, информация по субэтносам, гаплогруппа итд.


Оставьте комментарий