Содержание
Фамилия: Джопуа (Џьапуа)
Субэтнос: Абхазы (Абжуйцы)
Населенный пункт: c. Отап
Гаплогруппа: G2a2 > L1264 > S9409 > G-Y269754
История
Протестированные принадлежат к абхазской крестьянской (анхаҩы) фамилии Джопуа (Џьапуа) из села Отап (Уатаԥ). Согласно легенде (рассказано Джонуа Борисом Георгиевичем со слов Джопуа Франкила Аслановича) в древние времена род Джопуа проживал в районе Сочи (Шәача) в местечке под названием Лес Великанов (Адауқәа рыбна) что в окрестностях Лоо. Оттуда они мигрировали в Цебельду (Ҵабал). Это произошло после какой-то большой войны, когда центральная Абхазия опустела (еибашьра дук ашьҭахь, Аԥсны агәы анҭаҵәы). В Цебельде они осели в окрестностях гор Када (Ҟада) и Адагуа (Адагәа), в этой предгорной части компактно проживали князья Маршан (Маршьан), переселившиеся туда из Ахчипсоу (Аҳҷыԥсоу) около 1680 г. На горе Адагуа находилось святилище рода Аджапуа — Джахашкяр (Џьаҳашьқьар), вокруг которого росли липы. Однажды пастух князей Маршан, пасший коз неподалёку от святилища, обрубил несколько деревьев, за что был убит сыновьями служителя культа. Род Маршан, узнав о произошедшем, возмутились, и дело стало принимать нежелательный для Джопуа поворот. Понимая, что справится с многочисленным княжеским родом им не удастся, они оставили эти места. Посовещавшись, решили разойтись в разные стороны, чтобы с одной стороны затруднить поиски, а с другой, если кто-либо погибнет, то другой продолжит род. Один из братьев спустился вниз (район р. Кодор) и основал род Допуа (Дапуа), другие же поселились в поселке Аймара (Аимара), в горной части села Члоу (Ҷлоу). Факт миграции рода Джопуа из Цебельды в Аймару подтверждает наличие одинаковых топонимов, в частности Када (Ҟада), Кумхарда (Кәымҳарда) и Джахашкяр (Џьаҳашьқьар). Род Джопуа подразделяется на большое количество патронимий (абиԥара). Некогда в с. Аймара отдельно друг от друга проживали семь патронимий (абиԥара), но из-за нехватки земельных угодий шесть из них были вынуждены разбрестись по соседним селениям, в Аймаре остался лишь род Мадлея (Мадлеи-иԥацәа): Бахиа С.И. «Абхазская абипара», записано со слов старейшин фамилии. В одном лишь селе Отап проживает 11 абипар фамилии Джопуа: Гадыр-иԥацәа, Мышә-иԥацәа, Мдар-иԥацәа, Маныхә-иԥацәа, Ҷаруал-иԥацәа, Уаӷлан-иԥацәа, Жьабаӷь-иԥацәа, Кәнач-иԥацәа, Қьамышә-иԥацәа, Лагә-иԥацәа, Баӷыр-иԥацәа. В селе Отап фамилиями древнего корня считаются Джопуа, Адлейба и Воуба, они же обладают родовым холмами — Џьапуаа рхәы, Воуаа рхәы и Адлеиаа рхәы.
Традиционным для всех ветвей фамилии Джопуа является моление на аныхе (святилище) Джахашкяр в Аймаре. Которое происходит в день Амшаԥы (Пасха). Для поднимающихся на святилище было принято приносить по одному ачашә и свечу на каждого мужского члена семьи. По мере того как народ собирался на поляне, переходили к молению. Все принесенные свечи жрец собирал в один пучок, точно так же, как и ачашв, они складывались им в единую стопку. Жрец, держа свечи, молился Богу (Анцәа) об увеличении численности Джопуа, о благополучии членов фамилии и неусыпном божьем покровительстве над ними. В то время как представители средних и старших возрастных групп во время молитвы стояли, обратившись лицом на восток, в полный рост, молодые люди и дети стояли на коленях. Члены других фамилий в молении не участвовали, держась в некотором отдалении, хотя после завершения ритуала они обязательно делили трапезу с представителями фамилии Джопуа. После моления жреца, несколько человек из числа молодежи подбегали к столу и, выхватив из общей стопки по одному ачашв, пытались скрыться, убегая вниз по тропе или даже прыгая с откоса холма. В среде участников моления заранее выбиралась группа, в задачу которой входило препятствовать «расхищению» хачапури и преследовать похитителей. При этом одному-двум похитителям давали возможность уйти с добычей, но только если они не были представителями чужой фамилии: в этом случае их обязательно следовало задержать, а если это не удавалось сделать на месте, то отыскать, где бы они ни находились, и привести на поляну. Семантика выше рассмотренных действий достаточно прозрачна и связана с перераспределением долей общего фонда благополучия на главном фамильном ритуале. Завершающей фазой ритуала было коллективное исполнение танца, для чего мужчины старшего возраста выстраивались за держащим зажженную свечу жрецом в затылок друг другу. Касаясь рукой спины впереди стоящего, и высоко поднимая в такт ритму танца согнутую в колене ногу, участники танца неспешно совершали три круга вокруг стола, скандируя хором: «гьаргьаласа — о-ҳо-ҳо«. В отношении Джахашкяр-ныха мы также можем предположить, что это святилище изначально могло иметь отношение к культу божества охоты, о чем косвенно свидетельствуют следующие сохранившиеся сведения об обрядовой практике. За три дня до праздника к святилищу отправляли юношу-следопыта, который должен был немедленно сообщить в селение о появлении на холме какого-либо животного, например лани или косули. Затем наступал черед молодого выносливого охотника. В его задачу входило прийти на холм и, вспугнув животных громким криком: «Спасибо, что вы пришли, теперь вам пора уходить», — бежать следом, насколько хватало его сил, и кричать, предупреждая жителей селения: «Не стреляйте! Это гостья (гости) нашей фамилии». (Фамильный праздник на святилище Джахашкяр-ныха в современной Абхазии: Ю.М.Ботяков, А.И.Джопуа).
Тамга
Уникальная Y-хромосома
Y-хромосома уникальна тем, что передается строго по отцовской линии, что позволяет проследить историю мужской линии на протяжении многих поколений.
Глубокие (полногеномные) тесты позволяют получить наиболее подробную информацию о генетической линии. Если вы хотите получить максимум информации, рекомендуется сразу делать глубокий тест.
Исследование 37 и более маркеров позволяет провести сравнение с результатами тестов других участников и предсказать более глубокую линию происхождения. Эти тесты заметно дешевле, но и информацию дают намного меньше.
Важно отметить, что цель данного исследования не в определении национальности. Однако его результаты могут показать, насколько выявленные генетические линии характерны для конкретных регионов и, возможно, этносов.
В ходе анализа была определена гаплогруппа и более глубокий субклад. Эта информация помогает понять, к какой древней линии человечества принадлежит исследуемый образец.
Далее в публикации вы найдете подробную информацию о выявленной гаплогруппе, ее распространении, а также о возможных генетических связях с другими протестированными участниками проекта.
Для тех, кто хочет глубже разобраться в основах ДНК-генеалогии, на нашем сайте есть дополнительные образовательные материалы. Основные ссылки на эти материалы вы можете найти чуть ниже в этой публикации.
Также обратите внимание на ссылки на наши социальные сети. Нажав на них, вы можете подписаться и быть в курсе последних новостей проекта. Если у вас возникнут вопросы, наиболее оперативно вам ответят в нашем телеграм-чате.
- Рекомендуем посмотреть выступление Александра Ракитько. Примерно часовое выступление на тему Y-ДНК тестов. Ссылка на видео.
- Был ли у человечества один общий предок? // Дробышевский. Человек разумный
- ДНК-генеалогия как путешествие к истокам
- Термины и определения
- Гаплогруппа
- Как читать Y-древо
- Методика маркерного анализа
- Подробнее о древе Yfull
- Чем отличаются тесты Y хромосомы?
- Часто задаваемые вопросы
- Список протестированных фамилий
- Как заказать ДНК тест?
Помощь в развитии проекта
Помощь в развитии проекта
Ссылка на сбор
Гаплогруппа и субклад
Сделано два WGS в Dante, гаплогруппа G2a2-L1264, субклад G-Y269754
Выявленная ветвь одна из двух крупных ветвей в рамках S9409 связанной с абхазо-абазинским этносом.
L1264 >> S9409
Дистанция между тремя представителями трех отапских абипара фамилии Джопуа составляет 445 лет.
Расстояние между Джопуа и родами Хватыш, Саральп, Ашуба, Бутба и Маршан 1300-1400 лет.
Yfull предположительно выдает такой же возраст (диапазон 400-500 лет).
Помимо Джопуа на уровне G-Y269897 встречаются абхазы: Ашәба, Ҳәатышь, Быҭәба, Маршьан, Хышба, Дбар, Какәлиа; абазины: Хсала (Ахсалба), Сид, Баалоу, Расҭа и Џьгәаҭан; черкесы: Саральпов, Гыдов, Ардавов, Хаудов.
Статистика проекта
По ссылке вы можете познакомится со статистикой. Сколько всего протестировано, информация по субэтносам, гаплогруппа итд.