Site icon AA DNA

Аршба

Фамилия: Аршба (Арышаа)
Субэтнос: Абхаз (Абжуец)
Населенный пункт: Атышаду, Ткуарчал (Атышаду, Тҟәарчал)
Гаплогруппа: J2a1 >> SK1317 >> BY175871

История

Родословная протестированного: Чиху -> …-> …-> Даут -> Вартан (Уартан) -> Рафаэль (Хута) -> Даур

Род Аршба является одним из многочисленных в современной Абхазии, занимая 9-10 место по числу носителей. Представители фамилии происходят из города Ткуарчал и сел Ткуарчальского района.

Существует легенда о происхождении рода Аршба рассказанная известным абхазским долгожителем и старейшиной рода Сулейманом (Шулиманом) Аршба (1830-1957 гг.). Ниже приведён оригинал истории:

На Кубани, там, где ныне раскинулась станица Кувин­ская, жили три брата Аршба — Чоура, Псгуагу и Канчо­ра. Старший брат был женат и имел шестилетнего сына. Жили все братья неплохо, пасли собственных овец, совер­шали набеги через Кубань и воровали там лошадей. Но вскоре это спокойное существование было нарушено.

Местный вождь — хан Алоуа выдавал замуж свою лю­бимую дочь и решил к свадьбе подарить ей шубу из шкурок неродившихся ягнят.

И вот уже ханский слуга осадил коня у хижины трех братьев и потребовал шкурки.

Старшему брату не понравилась надменность при­шельца, и он переспросил:

-Хан просит или приказывает?
-Хан не просит. Это приказ!
-В таком случае Шкурок не будет!

Дерзкий ответ был тотчас передан хану, и тот в ве­ликом гневе отправил за шкурками целый отряд во гла­ве со своим сыном.

С гиканьем налетели всадники на стоянку пастухов. Там был лишь Чоура. Его схватили, привязали к дереву и стали вспарывать животы суягным овцам.

Когда два других брата вернулись к себе, все уже бы­ло кончено — на земле лежала груда овец, еще дрыгав­ших в смертельной муке ногами, а всадники с добычей удалились.

Канчора и Псгуагу отвязали брата, все трое вскочили на коней и, не раздумывая, бросились в погоню.

Похитители не торопились. Подскакав, Канчора крик­нул ханскому сыну:

-Ты нанес нам оскорбление, которое можно смыть только кровью! Стреляй первым!

Тот выхватил из чехла ружье и выстрелил, но не по­пал. Тогда прогремело ружье младшего брата, Псгуагу. Сын Алоуа с разможженной головой поник в седле, и его высокая каракулевая шапка свалилась под ноги коня. Остальные похитители бросились наутек.

Теперь вступал в свои права закон мести, и братья знали, что ни хан, ни его многочисленные родственники не успокоятся, пока не убьют своих кровников.

Они поехали домой, и Чоура взяв к себе в седло шести­летнего сына, навсегда ускакал с братьями из родных мест. Жену он оставил, потому что женщинам не мстят.

Они перевалили через горы и оказались в горном селе­нии Псху. Братья рассказали обо всем местному князю Маршану, и он дал им убежище.

Но руки у хана Алоуа были длинные, и братьям при­шлось бежать дальше, в Бзыбьское ущелье, что ведет к озеру Рица. Местный князь Чачба согласился приютить их при условии, если они примут участие в военном походе. Он собирался напасть на вождя племени садзов князя Аредбу.

В сражении на мысе Адлер старший брат Чоура был убит. И убийца взял себе его ружье.

Канчора и Псгуагу оставили племянника у одного из жителей селения Чачба-Яшта, а сами перебрались в селе­ние Адзюжба, что на берегу моря, возле реки Кадор. Местный князь Маргания выделил им участок в лесу. Под деревом, увитым виноградной лозой, они поставили шалаш и стали в нем жить.

Но когда виноград поспел, к дереву явился человек с корзиной.

-Чего тебе надо? — спросили братья.
-Я сажал этот виноград, а теперь пришел собирать его.
-Если у тебя есть совесть, — сказали ему, — не де­лай этого. Что тебе одна корзина винограда, а нам нечего есть.
-Вот еще! Будут тут всякие бродяги говорить, что мне делать!..

Братья сочли это оскорблением; и когда человек влез на дерево, один из них сбегал в шалаш за ружьем и за­стрелил его.

И снова братья бежали. И снова нашли убежище. На этот раз в селении Чубурхинджи, у реки Ингур. Они стали батраками у местного князя.

И надо же было так случиться, что через несколько дней этот владетель задавал пир в честь садзского князя Аредбы, приехавшего в гости с большой свитой. Принимая у гостей плети и оружие, батраки вдруг узнали одно из ружей — оно когда-то принадлежало их старшему брату.

Во время пира, разнося еду, они осторожно спросили нового владельца ружья, откуда оно у него.

-Я купил его за одну пулю, — хвастливо сказал садз. — :Когда на нас под Адлером напал князь Чачба, я убил его воина и забрал добычу…

После пира и гости и хозяева легли вздремнуть. Но братья не спали. Они оседлали двух коней, и средний брат сказал младшему:

-Возьми пистолет, пойди и скажи садзу, что ты воз­вращаешь ему пулю и забираешь ружье обратно, потому что оно принадлежало нашему брату. Если он спит, раз­буди его — спящего убивать не полагается. Разбуди, ска­жи и выстрели в ухо…

Так и было сделано.
Но в переполохе после выстрела братья разминулись.

Средний брат бросился с конем реку Ингур и перепра­вился на другой берег. Младший же брат бежал в про­тивоположную сторону и очутился в селе Первая Бедия. Там Канчора рассказал местному князю Ачба о своих приключениях.

У князя в ущелье реки Гализги была большая тюрь­ма, где он держал рабов, пополняя их число из пленных, захваченных во время набегов. Но князь Ачба жил не только за счет работорговли, ему нужны были крестьяне и воины.

-Я дам тебе место возле тюрьмы. Корчуй лес, жи­ви. Отработаешь на моем поле. Будешь ходить в на­беги…
«Ткварчели» (Атква ркял) — значит «Загон для плен­ных». Теперь это большой город угольщиков. Из окрест­ностей его пошли все Аршба.

Канчора женился на девушке по имени Сангулиа-пха. У них было семеро сыновей и две дочери.

И вот родословная: Маху — сын Канчоры, Машап — сын Маху, Башыху — сын Машапа, Джамбора -сын Башыху, Гыд -сын Джамборы и, наконец, Шулиман — сын Гыда. Ему предстояло прожить на свете 127 пет.

Средний брат Псгуагу, оказавшись за реной Ингури, стал основателем мегрельского рода Алшибая.

От сына старшего их брата пошел абхазский, тоже многочисленный, род Аншба.

Каким образом в этой фамилии «р» заменилось «л» и «н», могут объяснить только лингвисты.

Шулиман рассказывал, что раз в три года все потомки Аршба собирались вместе, чтобы скрепить фамильный­ союз. Он помнил заслуги всех предков во всех коленах.

«Всем молодым Аршба, — диктовал он, — желаю быть достойными своих отцов. Уважайте себя и своих гостей. Знайте родину Апсны (Абхазию) и помните своих пред­ков…

Аршба сеяли пшеницу и просо, у них было много скота; они всегда ели мясо, сыр, кислое молоко. У них бы­ло много фруктов и особенно винограда. Они занимались сбором дикого мёда. Они любили работу. Ночью мало спали, зато не нуждались…»

Любопытны его заповеди новым поколениям своего рода:

«Нам надо учиться, чтобы иметь побольше ученых и разных деятелей… Образование и труд — вот что возвысит род Аршба. Если найдется среди вас глупец, не отпус­кайте его в город, не давайте ему позорить нас. Если ты ненасытен, на государственную службу не иди!»

Запись в ученической тетради перевел истории, и он уверял, что память у Шулимана Аршбы была прекрасная. Рассказ старина редко противоречит действительным исто­рическим событиям. Удивительно, как точно старики за­поминали всякие происшествия и предания.

-Память нашего поколения устроена нескольно по­другому, — добавил историк. — А надо бы помнить аб­хазскую пословицу: «Конь околеет — поле останется, человек умрет — слово останется».


«Радость жизни (Шулиман Аршба) Дмитрий Жуков» сборник «Земледельцы» из серии «Жизнь замечательных людей» (М., 1975, с. 267-270)

Аршба 8

АРШБА Рафаэль Вартанович – мастера спорта СССР по боксу, заслуженный работник физической культуры и спорта СССР, заслуженный  деятель физической культуры и спорта Абхазской АССР. Многократно назначался руководителем сборных команд СССР, принимавших участие в чемпионатах, Кубках мира и Европы, олимпийских играх и матчевых встречах. Почетный гражданин ряда городов США.

Аршба 9
Рисунок (акварель): «Абхазия. Абхазец Вартан Аршба секретарь сельсовета».
Российский этнографический музей.

Тамга

Аршба 10

Уникальная Y-хромосома

Y-хромосома уникальна тем, что передается строго по отцовской линии, что позволяет проследить историю мужской линии на протяжении многих поколений.

Глубокие (полногеномные) тесты позволяют получить наиболее подробную информацию о генетической линии. Если вы хотите получить максимум информации, рекомендуется сразу делать глубокий тест.

Исследование 37 и более маркеров позволяет провести сравнение с результатами тестов других участников и предсказать более глубокую линию происхождения. Эти тесты заметно дешевле, но и информацию дают намного меньше.

Важно отметить, что цель данного исследования не в определении национальности. Однако его результаты могут показать, насколько выявленные генетические линии характерны для конкретных регионов и, возможно, этносов.

В ходе анализа была определена гаплогруппа и более глубокий субклад. Эта информация помогает понять, к какой древней линии человечества принадлежит исследуемый образец.

Далее в публикации вы найдете подробную информацию о выявленной гаплогруппе, ее распространении, а также о возможных генетических связях с другими протестированными участниками проекта.

Для тех, кто хочет глубже разобраться в основах ДНК-генеалогии, на нашем сайте есть дополнительные образовательные материалы. Основные ссылки на эти материалы вы можете найти чуть ниже в этой публикации.

Также обратите внимание на ссылки на наши социальные сети. Нажав на них, вы можете подписаться и быть в курсе последних новостей проекта. Если у вас возникнут вопросы, наиболее оперативно вам ответят в нашем телеграм-чате.

  1. Рекомендуем посмотреть выступление Александра Ракитько. Примерно часовое выступление на тему Y-ДНК тестов. Ссылка на видео.
  2. Был ли у человечества один общий предок? // Дробышевский. Человек разумный
  3. ДНК-генеалогия как путешествие к истокам
  4. Термины и определения
  5. Гаплогруппа
  6. Как читать Y-древо
  7. Методика маркерного анализа
  8. Подробнее о древе Yfull
  9. Чем отличаются тесты Y хромосомы?
  10. Часто задаваемые вопросы
  11. Список протестированных фамилий
  12. Как заказать ДНК тест?

Помощь в развитии проекта

Помощь в развитии проекта


Ссылка на сбор

Гаплогруппа и субклад

Был проведён полный BigY тест в лаборатории FTDNA.

Выявлена гаплогруппа J2a1. Ветвь: SK1313 >> SK1317 >> Y156116 >> BY175871

Полная линия:
Adam > A0-T > A1 > A1b > BT > CT > CF > F > GHIJK > HIJK > IJK > IJ > J > J2 > M410 > PF4610 > Z6046 > Y12603 > SK1313 > Y12378 > Y27964 > SK1317 > Y26654 > Y26650 > Y156116 > BY175871

J2a SK1313 >> SK1317


По ссылке подробное описание линии SK1317


Субклад в который попал Аршба связан с Кавказскими охотниками-собирателями (CHG).

Это уже третий ДНК тест рода Амичба. Все троя принадлежат к ветви SK1313.

Для Аршба был произведён полный ДНК тест и его результат был опубликован на мировые Y древа (Yfull, FTDNA, Theytree)

сделать фт

Аршба 11

коммы

Аршба 12

коммы

Статистика проекта


По ссылке вы можете познакомится со статистикой. Сколько всего протестировано, информация по субэтносам, гаплогруппа итд.


Exit mobile version